"... Ребенок, сраженный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность..."
Практические рекомендации
по специализированному уходу и домашней реабилитации
детей-инвалидов (для специалистов и родителей).
Диагностика и клиника двигательных и интеллектуальных нарушений у детей и подростков с инвалидностью.
Эти рекомендации посвящены детям, от которых мы иногда приходим в отчаяние, несмотря на то, что мы их любим. Это может быть мой собственный ребенок, или тот, которого мне доверили на занятиях, или же ребенок моего друга, в доме которого я оказался. Я понимаю, что хотел бы его любить и смог бы выявить его лучшие качества. Однако, сразу возникает ряд вопросов. Почему с ним все происходит таким странным образом? Почему он не может быть таким же, как другие дети? Объясняется ли это его возможностями или его желаниями? Почему он постоянно совершает поступки, которые ужасают и ранят? Как я смогу все это полюбить? Как мне справиться со своим угнетенным состоянием, страхом, разочарованием, которые мне внушает ребенок? Много ли на свете подобных детей или же он один такой? Не относится ли он к числу тех детей, для которых существуют специальные школы и учебные заведения? Какой у него диагноз? Можно ли его вылечить? Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? На эти и другие вопросы вы можете найти ответы
здесь>>
Методические рекомендации для родителей по организации занятий с детьми
Костерина Г.А.
Большинство родителей, узнав, что их ребенок особый, переживают ужасное потрясение: пытаясь понять, что же это значит для них сейчас и в будущем, они испытывают скорбь, опустошенность и даже отчаяние.
Родителей, особенно маму, может мучить чувство вины: возможно, я каким-то образом ответственна за происшедшее? Родители задаются вопросом: что будет дальше с ними, когда на руках больной ребенок, требующий постоянного внимания, решатся ли они завести других детей? Все счастливые, естественные, «нормальные» мечты рухнули в одночасье. Но, как бы там ни было, существует маленький человек, которого любят и за которого отвечают, у которого в целом мире нет никого ближе и роднее его родителей. Это и помогает выжить родителям: любовь к ребенку – такому, каким он есть, - и сознание ответственности за него.
Что бы ни говорили люди, преодолеть такое горе невозможно. Боль останется с вами навсегда и проблемы никуда не исчезнут, хотя и будут меняться со временем.
Многие признаются, что подобный опыт изменил их взгляды на жизнь: с одной стороны – прибавил горечи и злости, но с другой - научил быть терпимыми к чужой слабости и лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно. Читать дальше>>
Рекомендации родителям
Делайте!
· Радуйтесь вашему сыну, дочке.
· Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
· Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте, внимательно не перебивая.
· Установите четкие и определенные требования к ребенку.
· В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
· Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
· Говорите четко, ясно.
· Будьте терпеливы.
· Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
· Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
· Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
· Чаще хвалите ребенка.
· Поощряйте игры с другими детьми.
· Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
· Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать).
· Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.
· Не теряйте чувство юмора. Рекомендации родителям
Не делайте!
· Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
· Не задавайте слишком много вопросов.
· Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
· Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
· Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай».
· Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
· Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
· Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
· Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.
· Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.
Типичные варианты родительского поведения и
отношения, стимулирующие позитивное развитие детей
· Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
· Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьёз.
· Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
· Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
· Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
· Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
· Я поручаю ребенку посильные заботы.
· Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
· Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
· Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.
· Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
· Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
· Я никогда не говорю ребенку, что он хуже или лучше других детей.
· Я никогда не наказываю ребенка унижением.
· Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
· Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
· Я регулярно читаю ребенку.
· Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
· Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
· Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
· Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
· Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел.
· Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
· Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
· Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
· Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
· Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
· Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
· Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
· Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
· Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
· Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.
· Я поощряю в ребенке независимость.
19 октября 2011 года в МБОУ СОШ №1
состоялся районный семинар «Школы родителей детей-инвалидов» на тему «Правовая основа семей, воспитывающих
ребенка-инвалида. Сотрудничество с общественными организациями».
В ходе работы семинара специалистами
УО, УСЗН, УПФ РФ, ПМПК, педагогами школы были освещены вопросы:
§
«Организация
инклюзивного, дистанционного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в
Краснодарском крае и в Ленинградском районе»;
§
«Льготы и пособия
детей-инвалидов и лиц их воспитывающих»;
§
«Организация
занятости, оказание психологической помощи детям-инвалидам в центре «Росток»;
§
«Гармонизация
детско-родительских отношений. Профилактика семейного неблагополучия и
восстановление утраченных семейных связей»;
§
«Определение образовательного маршрута детям с
ограниченными возможностями здоровья ПМПК Ленинградского района».
Родителям были вручены памятки, в
которых даны советы и рекомендации по воспитанию ребенка с особыми потребностями:
§
Постарайтесь
делать позитивные шаги навстречу ребёнку, вам обоим это будет полезно, и вы
научитесь думать о будущем с надеждой!
§
Помните, вы не
одни. Вы всегда можете найти поддержку и понимание.
Девизом встречи стала восточная мудрость
«У кого есть
здоровье – у того есть надежда.
У кого есть
поддержка – у того есть всё!»
Участники встречи получили
исчерпывающие ответы на интересующие вопросы.