Стало доброй традицией в период
подготовки детей к школе (с февраля по май) оказывать (бесплатно!) психолого-педагогическую
помощь их родителям. Цикл занятий с ними проводит в МБОУ СОШ № 1
педагог-психолог высшей категории Кустова Лидия Ивановна. Направленность
разработанной программы Лидией Ивановной «Школы первоклассных родителей», рассчитанной
на 12 занятий (по 1 ч. каждое, проводящееся один раз в неделю), нацелена,
прежде всего, на развитие компетентности родителей будущих первоклассников,
которым предстоит обучаться по новым образовательным стандартам.
Такая
направленность определила соответственно и темы занятий, такие как: «Готов ли
ваш ребёнок к школе?», «Психологическая готовность ребёнка к школе (функциональная,
эмоционально-волевая, мотивационная)», «Самооценка как фактор развития
самосознания личности», «Как найти свой стиль общения с ребёнком?», «Психолого-педагогическая
помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями (гиперактивных,
агрессивных, тревожных) с учётом превентивности», «Рекомендации
педагога-психолога родителям по подготовке ребёнка к школе в условиях введения
ФГОС». В усвоении этих тем Лидией Ивановной используются различные методы и
приёмы, такие как: групповое обсуждение, анкетирование, беседа, дискуссия,
психодиагностика и др.
На
завершающем занятии все родители (более 100 человек) отметили в своих
анкетах-отзывах, что оказываемая им психолого-педагогическая помощь в период
подготовки их детей к школе очень важна и необходима.
Характерным
мнением в этой связи является, к примеру, анкетное высказывание
О.М.Некипеловой, которая пишет:
- Очень обидно, что я попала всего на 3 последних занятия с психологом.
Так много рассказывали интересного и полезного. Начала, в первую очередь, смотреть на себя со стороны в общении со
своим сыном.
- А я, – делится своим психолого-педагогическим приобретением
Ю.Н.Антоненко, – научилась правильно
оценивать своего ребёнка: как в случае успехов, так и в случае неудач; и стала
использовать предложенные психолого-педагогические рекомендации для выработки
умения у своего ребёнка «самостоятельного выполнения заданий», умения «оценивать
свои работы и адекватно реагировать на свои ошибки», т.е. готовить его к
освоению универсальных учебных действий, которые ему предстоит постигать по
новым образовательным стандартам.
В унисон с этими
высказываниями звучат и слова родительницы Горбань, которая в своей анкете
отмечает, что, получив психолого-педагогическую помощь, пополнив свои
психологические знания, «научилась
правильно выполнять уроки со своим ребёнком» (по предложенным в школе
пособиям, по которым учителя будущих первых классов проводили с детьми
подготовительные занятия по разработанной программе Кустовой Л.И. «Школы
будущего первоклассника»); и, используя полученные психолого-педагогические
рекомендации, нашла способы и приёмы «мотивации
ребёнка к получению знаний». Отвечая на последний вопрос анкеты «Имеется ли
у Вас предложения по совершенствованию подготовки детей к школе» она отмечает,
что «после полученных знаний, считаю, что
отдаю ребёнка в хорошие руки, и если будут в дальнейшем какие-либо вопросы,
знаю, мне помогут их решить».
Именно подобные
отзывы и составляют своеобразную оценку осуществляемого педагогом-психологом
Кустовой Л.И. взаимодействия с участниками образовательного процесса для
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей и образовательной,
развивающей траектории образовательного учреждения.
В заключении отметим,
что, идя навстречу высказанным пожеланиям по поводу острой востребованности
лекционных материалов педагога-психолога Лидии Ивановны, которые на каждом
занятии излагались ей для родителей с мультимедийном представлением, (о чём
пишет, в частности, бабушка Стороженко Ромы, что «было бы очень хорошо, если бы Ваши лекции можно было получить в
электронном виде, так как к ним необходимо обращаться ежедневно. Это как
настольная книга для родителей!»), сообщаем, что доступ к ним имеется на
многих образовательных порталах (например, наиболее доступных для родителей: http://proshkolu.ru; http://pedsovet.org), в ЖЖ и др. Менее опытным пользователям Интернета
достаточно набрать имя и фамилию педагога-психолога, чтобы выйти на нужные
материалы.
|