Путешествие одного дня состоялось. Новороссийск был выбран нами потому, что этот город на побережье Чёрного моря не какой-нибудь временный, на летний период, курорт, а большой порт, промышленный центр, с богатой историей и интересной географией. Нам повезло: обзорную экскурсию по городу-герою и его окрестностям согласился провести военный прокурор, полковник в отставке Сергей Борисович Сербин. Достоверная информация об истории Новороссийска из уст военного человека дорогого стоит.
Цемесская бухта, на побережье которой так удачно построен Новороссийск, встретила нас не ласково: было пасмурно и ветрено. Но юные путешественники, пятиклассники первой школы станицы Ленинградской и их классный руководитель Родина Н.Т., так долго ждали эту встречу с городом, что не обратили внимания на непогоду.
У памятника непокорённым новороссийцам
Свой рассказ Игорь Борисович начал с давней истории. Оказывается, много веков эти места принадлежали туркам. В 1722 году именно они построили здесь свою крепость Суджук-Кале, чтобы обороняться от русских воинов. А уже в 1773 году русские корабли захватили эту крепость. Она, конечно, еще не однажды переходила из рук в руки. Уж больно лакомый кусок оказался. Да и место стратегически удобное. В 1829 году был подписан Андрианопольский договор, на основании которого Суджук-Кале стал российским. Еще через десять лет он стал новороссийским, а в 1846 году стал именоваться городом Новороссийском.
А вскоре была построена железная дорога, рассказ о строительстве которой продолжился на железнодорожном вокзале города. Навсегда запомнят ребята трагическую историю горного инженера, застрелившегося при мысли о возможной своей ошибке во время прокладки туннеля. А ведь встретились проходчики, шедшие навстречу друг другу сквозь гору.
У памятного барельефа на стене вокзала
Здесь, на вокзале, пятиклассники казачьего класса увидели и настоящих казаков, несущих службу по охране порядка.
Вскоре произошла Октябрьская революция. А вслед за ней и война. Сначала Первая Мировая, потом Гражданская… И ещё одну трагическую историю услышали мы из уст полковника. 18 июня 1918 года около Новороссийска, в Цемесской бухте, произошло затопление кораблей Черноморского флота. Согласно договорённостям, Советское правительство должно было передать Германии свой Черноморский флот, однако не хотело этого делать. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Тихменев получил официальный приказ привести корабли флота из Новороссийска в Севастополь, где передать их немецким войскам. Он также получил секретный приказ затопить их в бухте Новороссийска. Тихменев после продолжительного раздумья и обсуждения с корабельными комитетами приказал всем кораблям идти в Севастополь. Экипажи многих кораблей отказались делать это и затопили их.
Мемориальный комплекс в память о затопленных кораблях
С 1918 по 1920 годы в Новороссийске базировалась ставка Белого генерала Деникина. А в 1920 году в город вошла Красная Армия, после чего власть Советов воцарилась здесь навсегда.
Сергей Борисович продолжил рассказ о Второй Мировой войне. В этих местах развернулись кровопролитные бои. Гитлер хотел летом 1942 года овладеть всеми стратегическими портами Советского Союза на Черном море. Оборона Новороссийска длилась долго, советские войска удерживали город 393 дня, дольше стоял только Ленинград! Враг так и не сумел полностью овладеть городом и получить свободную дорогу к Закавказью. Рубеж обороны города обозначил величественный памятник - ансамбль "Линия обороны", составной частью которого является остов железнодорожного вагона, который стоял во время боёв на ничейной полосе. Об ожесточённости боёв и плотности огня говорит тот факт, что в основе вагона сохранились следы 10 тысяч пробоин от пуль и снарядов.
Здесь можно руками потрогать историю
Противостояние постоянно сопровождалось попытками то одной, то другой стороны прорвать оборону. Так продолжалось до февраля 1943 года, когда десантники во главе с майором Куниковым прорвали фашистскую оборону и положили начало изгнанию врага с новороссийской земли. Страшные цифры называл Сергей Борисович. При высадке десанта из сотен бойцов живыми на берег выходили единицы. Героическая оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска. За мужество и отвагу 21 воин был удостоен высшей степени отличия СССР — звания Герой Советского Союза. Теперь мы знаем, что «Малая земля» — название плацдарма в районе Станички, южнее Новороссийска. 7 мая 1966 года за стойкость, мужество и героизм, проявленные защитниками Новороссийска в период Великой Отечественной войны, город награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 14 сентября 1973 года в ознаменование 30-летия разгрома войск вермахта при защите Северного Кавказа Новороссийску присвоено почётное звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Они гибли, чтобы жили мы
Показал нам Сергей Борисович, как человек правильный, и Новороссийск современный. Мы открывали для себя город под рассказ опытного, много знающего внештатного экскурсовода. Сегодня Новороссийск – это крупнейший морской порт и перевалочная база. Цемесская бухта не замерзает круглый год, поэтому морской порт функционирует без перерыва. Город сегодня - это и цементные заводы. Их сейчас в городе целых пять. Еще в 1882 году император Александр Третий издал указ о строительстве цементного производства. Огромные залежи высококачественных мергелей в отрогах Кавказских гор позволяют производить отличный цемент, который дал возможность Новороссийску стать центром производства цемента в России! А ещё Новороссийск – культурный центр. И это видно прямо на улицах города. Вот за окном автобуса промелькнул дом-музей Николая Островского. Писатель прожил в этом доме всего два года, с 1926 по 1928, но восстановлена вся обстановка того времени. Да и биография у Островского героическая была. Свой роман «Как закалялась сталь» он писал на реальных событиях. Жаль, знаменитый роман убрали из школьной программы.
Одного дня мало, конечно, чтобы увидеть всё, чем богат город. И всё-таки, главное богатство – его люди. Труженики. Очень отзывчивые в большинстве своём. Спасибо полковнику в запасе Сербину С.Б. за первое приятное впечатление о городе-герое Новороссийске. Нам захотелось приехать сюда снова.
О.В.Колембекова, учитель географии.
|